Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Наблюдается дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Особый акцент на необходимости разработки парциальной программы дошкольного образования, направленной на развитие навыка чтения и читательской грамотности, бережного отношения к родному языку.
Занимательность и понятность – этими общепринятыми критериями измеряется «хорошая учеба». И от хорошего учебника ждут того же – того, что он будет «говорить» с учениками на доступном им языке и на интересные для них темы. Однако попытки оценить качество текстов учебников по русскому языку для младшей школы всегда вызывают бурю эмоций. Именно поэтому важно, оценивая учебник или учебный ресурс, опираться на формальные объективные параметры. Рассмотрим наработки по критическому анализу содержания современных учебников с помощью корпусного анализа.