В последние годы мы были увлечены развитием «мягких навыков» через программы дополнительного образования. Однако параллельно наметился тренд проявления интереса детей и родителей к получению прикладных навыков и фактически прикладных квалификаций, в том числе для раннего включения в трудовую деятельность, предпринимательство. В текущей экономической ситуации можно прогнозировать его укрепление, так же как и усиление ожиданий государства в отношении большей «профориентационной отдачи» от программ дополнительного образования детей и ориентации сектора на поддержку «новой индустриализации». Сами организации ДО уже включают учащихся в юниорские соревнования профессионального мастерства, находят партнеров в производственном секторе. Составит ли дополнительное образование конкуренцию программам профессионального обучения в СПО? Или организации СПО должны стать провайдерами программ «предпрофессионального» дополнительного образования, партнерами школ и центров дополнительного образования? Стоит ли вводить предпрофессиональные программы по всему спектру направленностей? Могут ли стандарты WorldSkills использоваться для проектирования требований к их содержанию? Займет ли демонстрационный экзамен прочное место в системе оценивания результатов дополнительного образования? Есть ли перспектива зачета результатов дополнительного образования «вертикально» - в среднем профессиональном и высшем образовании?