В актуальной повестке все чаще стало звучать слово «субъектность». Мы постоянно слышим о субъектности или ее отсутствии у отдельных государств. И всегда подчеркивается, что без нее плохо. Что же это значит? Понятие «субъектность» вошло в обиход благодаря отечественной психологии еще в середине 70-х годов прошлого века. Практически сразу на него обратила внимание педагогическая наука. В психологии и образовании речь идет о человеке с развитыми метанавыками, о человеке независимом, активном, готовом к развитию и интеграции, способном менять мир и себя в нем. По Борису Данииловичу Эльконину «субъектность – это энергичное преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом». Нетрудно предположить, что только государство с обладающими субъектностью гражданами может и само примерить на себя этот статус.
Для массовой школы субъектность не стала значимым ценностным ориентиром, но в то же время множество частных школьных практик принимают становление субъектности у ребенка в качестве своей главной стратегии. Как выстраивается в таком случае концепция школы? Каких результатов ей удается добиться? Какой инструментарий стоит выбрать? Об этом поговорим в рамках нашей панельной дискуссии.