Учебные проекты и учебные исследования как дидактические единицы изначально были предназначены для основного, массового образования – для всех учеников вне зависимости от стартового уровня. Как при своем появлении в начале XX века, так и сейчас, они обеспечивают деятельностное освоение предметных знаний, становление базовых, жизненно важных компетенций, подготовку к будущей профессионально-практической деятельности (опять-таки массовой). Только если во времена автора «метода проектов» Джона Дьюи общеобязательной компетенцией была способность осваивать алгоритм и действовать в соответствии с ним, то в первой половине XXI века ее место заняла способность занимать ответственную позицию в трудовом коллективе, планировать свою деятельность, решать поставленные задачи. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) прямо говорят либо о способности к проектно-исследовательской деятельности как значимом образовательном результате (ФГОС ООО), либо о непосредственном включении такой деятельности в базовый учебный план (ФГОС СОО). И, ложась в основу массового урока или федеральной олимпиады, проекты и исследования, сохраняя эти «традиционные» массовые образовательные формы, фактически содержательно преобразуют их «изнутри»: ученики уже не воспроизводят информацию, а самостоятельно реконструируют значимое для них предметное содержание, но тем самым еще лучше осваивают предмет в соответствии со стандартами. И тем не менее в образовательном сообществе сохраняется представление (или предубеждение?), что проекты и исследования могут и должны реализовываться только во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании. В пользу этого приводятся, казалось бы, весомые доводы. Например: «урок – слишком короткий промежуток времени для полного проектного или исследовательского цикла», «один учитель не может справиться с координацией нескольких рабочих групп учеников», и т. д. В результате проектно-исследовательская деятельность остается дидактической структурой «для избранных» обучающихся, а основная масса лишается возможности освоить предмет более качественно и результативно. Чтобы проектно-исследовательская деятельность завоевала «права гражданства» в основном образовании, необходимо ответить на ряд вопросов. Какими должны стать содержание, структура, методы проектно-исследовательской деятельности в образовании, чтобы она успешно «вписывалась» в массовые урочные формы и преобразовывала их изнутри? Как должно быть организовано управление такой проектной деятельностью? Как в свою очередь должна измениться управленческая структура урока, чтобы быть адекватной базой для учебных проектов или учебных исследований? Какими компетенциями и способами деятельности должны для этого обладать педагоги? И какие педагогические позиции должны обеспечить проектно-исследовательскую деятельность как одну из основных в массовом образовании? Есть ли возрастные ограничения на использование проектных задач в массовом школьном образовании? Некоторые версии ответов на данные вопросы будут предложены в ходе круглого стола.