Вход
Назад
Зал Влияние
«Проектно-исследовательская деятельность: от мифов к реальным практикам»

Учебные проекты и учебные исследования как дидактические единицы изначально были предназначены для основного, массового образования – для всех учеников вне зависимости от стартового уровня. Как при своем появлении в начале XX века, так и сейчас, они обеспечивают деятельностное освоение предметных знаний, становление базовых, жизненно важных компетенций, подготовку к будущей профессионально-практической деятельности (опять-таки массовой). Только если во времена автора «метода проектов» Джона Дьюи общеобязательной компетенцией была способность осваивать алгоритм и действовать в соответствии с ним, то в первой половине XXI века ее место заняла способность занимать ответственную позицию в трудовом коллективе, планировать свою деятельность, решать поставленные задачи. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) прямо говорят либо о способности к проектно-исследовательской деятельности как значимом образовательном результате (ФГОС ООО), либо о непосредственном включении такой деятельности в базовый учебный план (ФГОС СОО). И, ложась в основу массового урока или федеральной олимпиады, проекты и исследования, сохраняя эти «традиционные» массовые образовательные формы, фактически содержательно преобразуют их «изнутри»: ученики уже не воспроизводят информацию, а самостоятельно реконструируют значимое для них предметное содержание, но тем самым еще лучше осваивают предмет в соответствии со стандартами. И тем не менее в образовательном сообществе сохраняется представление (или предубеждение?), что проекты и исследования могут и должны реализовываться только во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании. В пользу этого приводятся, казалось бы, весомые доводы. Например: «урок – слишком короткий промежуток времени для полного проектного или исследовательского цикла», «один учитель не может справиться с координацией нескольких рабочих групп учеников», и т. д. В результате проектно-исследовательская деятельность остается дидактической структурой «для избранных» обучающихся, а основная масса лишается возможности освоить предмет более качественно и результативно. Чтобы проектно-исследовательская деятельность завоевала «права гражданства» в основном образовании, необходимо ответить на ряд вопросов. Какими должны стать содержание, структура, методы проектно-исследовательской деятельности в образовании, чтобы она успешно «вписывалась» в массовые урочные формы и преобразовывала их изнутри? Как должно быть организовано управление такой проектной деятельностью? Как в свою очередь должна измениться управленческая структура урока, чтобы быть адекватной базой для учебных проектов или учебных исследований? Какими компетенциями и способами деятельности должны для этого обладать педагоги? И какие педагогические позиции должны обеспечить проектно-исследовательскую деятельность как одну из основных в массовом образовании? Есть ли возрастные ограничения на использование проектных задач в массовом школьном образовании? Некоторые версии ответов на данные вопросы будут предложены в ходе круглого стола.

Государственная политика
Модератор и эксперты
Модератор
Александр Попов
Марина Балашкина
Алексей Воронцов
Павел Глухов
Игорь Царьков
Зал Влияние

Программа Программа
Зал Влияние
29 апреля
09:00 - 09:50
онлайн
Оксана Гончарова
директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий
Модератор
Сергей Казарновский
директор школы «Класс-Центр» г. Москвы
Лилия Чащина
проректор Института регионального развития Пензенской области
Ранис Идрисов
директор МБОУ «Многопрофильная гимназия №189 «Заман» Кировского района г. Казани
Елена Спасская
начальник управления межрегионального сотрудничества Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена»
Зал Влияние
29 апреля
10:00 - 10:50
онлайн
Ирина Кузнецова
заместитель директора по организационно-методическому сопровождению технической направленности Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей
Модератор
Владислав Халамов
директор Дома детско-юношеского технического творчества Челябинской области
Полина Мозгалева
директор АНО «Кванториум» г. Томска
Денис Полушкин
заместитель директора по развитию образовательных программ, руководитель технопарка «Кванториум» г. Магнитогорска
Надежда Глуменкова
координатор образовательных проектов «Группы ГАЗ»
заместитель директора Регионального молодежного центра ХМАО
Зал Влияние
29 апреля
11:00 - 11:50
онлайн
Ринат Саляхутдинов
Руководитель, ДО
Модератор
Георгий Васенин
Педагог, Школа
Елена Веланская
учитель физической культуры МАОУ Лицей №17 г. Калининграда
Оксана Гураль
директор научного департамента Федерации компьютерного спорта России
Марина Коптелова
заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева»
Зал Влияние
29 апреля
12:00 - 12:50
онлайн
Александр Попов
заведующий Научно-исследовательским сектором «Открытое образование» ФИРО РАНХиГС
Модератор
Павел Глухов
научный сотрудник ФИРО РАНХиГС
Алексей Воронцов
главный редактор Департамента раннего развития и начальной школы СберОбразования
Игорь Царьков
учитель физики МОУ СОШ №29 г. о. Подольск
Марина Балашкина
академический директор Школы практической истории
Зал Влияние
29 апреля
13:00 - 13:50
онлайн
Михаил Воробьев
начальник управления Центра просветительских инициатив
Модератор
Роман Ершов
первый заместитель генерального директора - директор центра информационно-аналитического проектного сопровождения Центра просветительских инициатив
Ольга Петрова
канд. социол. наук, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Виктория Полякова
проректор Владимирского института развития образования имени Л. И. Новиковой
Юлия Зотова
заместитель министра образования и науки Хабаровского края
Зал Влияние
29 апреля
14:00 - 14:50
онлайн
Екатерина Акишина
директор Института художественного образования и культурологии РАО
Модератор
Елена Олесина
заместитель директора Института художественного образования и культурологии РАО
Наталья Царева
декан факультета музыки Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
Ольга Хабибулина
доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Татьяна Надолинская
профессор кафедры педагогики дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)
заместитель директора по опытно-экспериментальной работе ГБОУ СОШ №303 им. Фридриха Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Зал Влияние
29 апреля
15:00 - 15:50
онлайн
Луиза Адамян
заведующая кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ
Модератор
Елена Кулакова
декан дефектологического факультета Института детства МПГУ
Ирина Демакова
профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ
Елена Колосова
старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ
Елена Адамян
доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ
Зал Влияние
29 апреля
16:00 - 16:50
онлайн
Александра Макеева
канд. пед. наук, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО
Модератор
Татьяна Филиппова
канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО
Сергей Левушкин
руководитель центра мониторинга здоровья Института возрастной физиологии РАО
Оксана Адамовская
ученый секретарь Института возрастной физиологии РАО
Людмила Макарова
заведующая лабораторией физиолого-гигиенических исследований в образовании Института возрастной физиологии РАО
Зал Влияние
29 апреля
17:00 - 17:50
онлайн
Елизавета Хамраева
завкафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма Института филологии МПГУ
Модератор
Елена Степанян
заместитель заведующего кафедрой русского языка как иностранного в профессиональном обучении Института филологии МПГУ
Ольга Ряузова
директор центра подготовки иностранных граждан по русскому языку как иностранному Института филологии МПГУ
Анатолий Устинов
профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ